В широком смысле клавишные являются обширным семейством инструментов, для извлечения звуков в которых нужно нажимать на клавиши: это различные фортепиано, синтезаторы, органы, клавесины и т. д. Но в узком понимании слова под «клавишными» понимают синтезаторы, используемые для мелодических и гармонических партий соло или для игры в ансамбле. Обучение игре на клавишных является очень долгим и трудоемким процессом, который требует от музыканта очень длительной практики.
Чтобы максимально сократить процесс обучения, нужно найти педагога. В Интернете вы найдете массу информации на тему обучения игре на синтезаторе и фортепиано. Если за вами никто не будет наблюдать на первых порах, то вы сильно рискуете совершить множество «детских» ошибок, которые приведут к усложнению обучения. Впоследствии вы не сможете быстро играть некоторые пассажи. Но в сопровождении учителя вы будете на месте исправлять свои ошибки и быстро нарабатывать хороший опыт. Хотя, конечно, за кропотливый труд репетитора придется хорошо заплатить.
Все большие клавишные инструменты подразумевают сидячее положение музыканта на определенном расстоянии. Ноги музыканта должны твердо стоять на полу, не упираясь в деку. В подборе расстояния к инструменту учитывают еще и высоту стула, чтобы середина туловища приходилась на линию клавиатуры. Только в такой позиции можно добиться правильного положения рук над клавишами, в особенности если у вас midi-клавиатура.
Синтезаторы в этом плане более демократичны, поскольку дают музыканту право выбора между игрой в стоячем или сидячем положении, что позволяет существенно расширить возможности передвижения. Музыкант всегда может подобрать себе такое положение с синтезатором, которое считает наиболее подходящим для себя в настоящий момент.
Скачайте самоучитель для игры на синтезаторе. Начните с разбора простейших произведений, стараясь строго соблюдать их ритм, темп и характер. Учтите, что партию для правой руки всегда записывают на верхний нотоносец, а для левой – на нижний. Между тем, все нотоносцы являются парными и образуемую ими пару называют строкой.
Старайтесь постепенно усложнять произведения и увеличивать объем игры вплоть до нескольких страниц. Пользуйтесь всеми дополнительными возможностями своего музыкального инструмента: это поможет вам извлечь из него новые звуки, стили и ритмы.